Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Независимая система оценки качества образования


 

ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ

 

Факты нарушений при привлечении пожертвований и целевых взносов в Вы можете сообщить по телефонам:

 Администрация БДОУ МО Динской район «Детский сад №56»

8(86162) 33-9-05

Администрация управления образования муниципального образования Динской район 

8(86162)63045 

8(86162)66302 

Отправить по электронной почте 

rono@din.kubannet.ru

Администрация муниципального образования Динской район

8(86162) 6-20-61

Прокуратура Динского района

8(86162) 5-18-30

 

По вопросам экстренной психологической помощи Вы можете обратиться по Общероссийскому детскому телефону доверия

 

8 800 2000 122

 

Новые механизмы реализации независимой системы оценки качества образования

 «... совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»

из Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» 
(подпункт «к» пункта 1)

 

Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся.

В условиях нормативно–подушевого финансирования образовательных учреждений, их перехода в автономные организации возникает конкуренция, школы начинают «бороться» за ученика, становится актуальной задача формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п.п. «к» п. 1), Правительству Российской Федерации предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

В целях реализации этого Указа Правительство РФ Постановлением от 30.03.2013 N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», а Распоряжением Правительства РФ от 30 марта 2013г. N487–р утвердило «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015гг».

Согласно постановлению ключевыми моментами независимой системы оценки качества работы организаций являются:

- обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме;

- формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.

В плане мероприятий Правительства РФ реализация пилотных проектов по внедрению порядка формирования независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги (в т.ч. образование) и определение ответственного подразделения за мониторинг общественного мнения по вопросу качества работы учреждений намечено уже на 2–4 кв. 2013 года.

С целью реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года №597 Минобрнауки России разработало «Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества (НСОК) образовательных организаций всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности» и своим письмом № АП–113/02 от 04 февраля 2013 года направил их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Нормативно–правовое обеспечение формирования НСОК, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273–ФЗ. Впервые на законодательном уровне введено понятие «независимая оценка качества образования», проводимая сторонними относительно образовательных учреждений организациями. Принципы НСОК установлены статьей 95 Федерального закона:

  • Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.
  • Независимая оценка качества образования осуществляется любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
  • Организация, осуществляющая оценку качества образования, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
  • Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
  • Независимая оценка качества образования может осуществляться в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
  • Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В Плане деятельности МОН РФ на 2013–2018 г.г. одним из показателей качества российского образования определена «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%.

В оценке качества образования, по нашему мнению, главным критерием является определение уровня учебных достижений учащихся в соответствии с принятыми государственными стандартами. Поэтому в современных условиях актуальной задачей становится разработка независимого эффективного измерительного инструмента, который мог бы «измерять» качество не только итоговой аттестацией при переходе со ступени на ступень, но и на всем периоде обучения школьников, независимо от типа и вида образовательной организации, региональных особенностей, местных условий.

Одним из таких инструментов является автоматизированная универсальная тестовая система диагностики качества образования «Дикобраз», в основу которой положены принципы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с использованием технологии дистанционного компьютерного Интернет–тестирования с автоматической обработкой результатов и их мгновенного отображения на страницах образовательного Интернет–портала «Инновации в образовании».

Независимость процедуры Интернет–тестирования достигается за счёт использования единого закрытого банка тестовых заданий, скомплектованного независимой общественно–профессиональной структурой (краудсорсинг), формирования индивидуального теста автоматическим способом для каждого тестируемого и исключения из процесса оценивания результата выполнения теста заинтересованных лиц.

Данный инструмент позволяет образовательным организациям оперативно выполнить независимую диагностику учебных достижений своих учащихся по единым критериям и предъявить её результаты организациям, осуществляющим независимую оценку качества образования. Поскольку оценивание результатов осуществляется автоматизированной системой по единым критериям, эти организации совместно с органами управления образованием смогут выполнить сопоставительный анализ достигнутых результатов и использовать их для составления рейтингов образовательных организаций.

Независимая система оценки качества работы образовательных организаций (НСОК) – оценочная процедура, реализуемая общественными организациями для экспертизы качества образовательных услуг и условий их предоставления гражданам. Процедуры НСОК осуществляются с целью повышения качества предоставляемых услуг. Такая работа призвана стать эффективным механизмом развития образовательных организаций региона. Деятельность по созданию НСОК регламентирована федеральными и региональными нормативными и распорядительными документами. В мировой практике разработкой и реализацией процедур НСОК, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются независимые организации. С переходом на новые образовательные стандарты образования расширено общественное участие в управлении образованием и оценки его качества эффективности. Именно по этой причине создаются общественные советы. В Краснодарском крае также создан общественный совет в целях проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций.  

Цели независимой системы оценки качества (НСОК) работы образовательных организаций:
 Повышение качества и доступности образовательных услуг
 Улучшение информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций
 Стимулирование организаций к принятию мер по повышению качества и удовлетворенности потребителей
 Воспитание ответственного потребителя, заинтересованного в качестве услуг
Минобрнауки России разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» (далее — Методические рекомендации) с целью содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

В Методических рекомендациях:
• дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы;
• описаны формы независимой оценки качества;
• указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием;
• представлены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.
Что такое независимая оценка качества образования.
В документе определено, что независимая оценка качества образования — это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
— потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
— потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
— учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ».
Инициаторы и Заказчики.
Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе:
• органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
• органов местного самоуправления;
• учредителя,
• руководства образовательных организаций,
• общественного совета при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;
• региональной общественной палаты;
• юридических или физических лиц,
• родителей,
• общественных объединений;
• граждан при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.
В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
• органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
• общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты;
• учредитель образовательной организации;
• руководитель образовательной организации;
• педагогический работник образовательной организации;
• родители обучающихся;
• обучающиеся старших классов.
Что оценивается
Объектом независимой оценки качества образования могут быть:
• образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
• условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
• результаты освоения обучающимися образовательных программ;
• деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.
Измерительные материалы
Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе:
• требований соответствующих ФГОС,
• измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования,
• требований заказчика.
Инструментарий.
При проведении оценочных процедур используются:
• рейтинги;
• публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций;
• стандартные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
• другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.
А судьи кто?
К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством РФ порядке могут быть привлечены:
• некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими
соответствующий уровень квалификации;
• коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
• региональные центры оценки качества образования;
• отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
• общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи.
Должна быть обеспечена открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций. Список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц — экспертов регионального уровня размещается на сайте регионального органа управления образованием.
Образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.
Об итогах.
Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры,
готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику.
Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены открытость и доступ к всесторонней информации.
Действенность результатов.
Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.
Результаты независимой оценки качества образования должны способствовать:
• повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
• развитию конкурентной среды;
• выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
• сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.
На основе результатов независимой оценки качества образования могут быть подготовлены:
— управленческие решения на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения, (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования, оказания кадровой и методической поддержки образовательного учреждения и т.д.);
— рекомендации:
• для заказчика;
• органов самоуправления разных уровней;
• общественных организаций;
• органов управления образованием;
• образовательных учреждений;
• для родителей обучающегося;
• для обучающегося;
• для педагогического работника.
Участникам образовательных отношений.
Руководителю образовательной организации следует ознакомиться с настоящим документом и ознакомить с ним участников образовательных отношений, обратив внимание на следующее:
— администрации.
Знание настоящего документа позволит более тщательно подготовиться к предстоящей процедуре независимой оценки качества работы учреждения (информирован — значит вооружен).

При необходимости получить внешнюю оценку качества работы учреждения можно заказать оценочную экспертизу и использовать ее результаты для анализа работы учреждения, для разработки перспектив развития, отбора результативных приемов и методов, организации рекламной кампании, выявления перспективных направлений работы.
Результаты оценки позволят:
• определить узкие места деятельности педколлектива и получить соответствующие рекомендации;
• организовать работу по повышения конкуретоспособности учреждения;
• иметь независимую оценку деятельности педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами;
• воспользоваться результатами оценки в случае конфликтных ситуаций.
— педработников.
У педагогических работников появилась возможность обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
— родителей.
Теперь родители (законные представители) обучающихся могут обратиться непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области для определения уровня результатов освоения обучающимся образовательных программ и получить по результатам не только оценку, но и соответствующие рекомендации

 результаты опроса населения о качестве предоставляемых услуг